30.05.2014г.
Проблемы бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях
Специалисты отметили снижение качества оказания услуг бухгалтерского и налогового учета на предприятиях всей страны. Преимущественно данная статистика затрагивает малый и средний бизнес. В крупных фирмах, где за оказание услуг бухгалтерского и налогового учета отвечают специальные подразделения, такие проблемы возникают реже.
Предприятия с неверной организацией бухгалтерии сталкиваются с существенными финансовыми рисками и часто становятся жертвами неверных управленческих решений, основанных на неточных данных. Наша статья направлена на решение подобных проблем.
Бухгалтерский и налоговый учет - причины снижения качества
- Главной причиной возникновения проблем остается низкие качество подготовки бухгалтерских кадров. К специалистам, которые работают в данной сфере, предъявляются достаточно жесткие требования. Бухгалтер должен быть знатоком экономики, права, обладать прекрасными знаниями по бухгалтерскому учету и налогообложению. Он должен постоянно совершенствовать свои знания, поскольку законодательные нормы регулярно подвергаются изменениям. Для эффективной работы бухгалтер должен отработать не менее 3 лет, перед этим получив высшее экономическое образование. Специалисты подобной квалификации редки, а заработная плата, на которую они рассчитывают, по карману не каждому предприятию.
- Другой причиной низкого качества оказания услуг бухгалтерского и налогового учета является постоянное повышение расходов на ведение бухгалтерии. Большинство компаний не в состоянии содержать несколько структур, которые будут заниматься ведением бухгалтерии, налогообложения, решать правовые вопросы, в результате все эти задачи ложатся на одного специалиста.
Основные затраты на ведение бухгалтерского учета
- Обучение. Для качественного оказания услуг бухгалтерского и налогового учета специалист должен иметь высшее экономическое образование и сертификат профессионального бухгалтера. Кроме того, ему потребуется дважды в год проходить специализированные курсы.
- Оснащение. Рабочее место бухгалтера с оргтехникой и программным обеспечением также стоит недешево. Специалисту потребуется подписка на специализированные издания, которые будут держать его в курсе последних изменений в бухгалтерской сфере.
- Побочные расходы. Профессиональную деятельность работника необходимо застраховать, а кроме того выделить средства на случай ошибки специалиста при налоговых проверках.
На многих предприятиях расходы на услуги бухгалтерского и налогового учета достигают трети выручки. Зачастую руководители предпочитают вычеркнуть многие расходы из бюджета, что чаще всего приводит к повышению рисков.
Аутсорсинг как способ снизить расходы на бухгалтерию и повысить качество учета
Аутсорсинг представляет собой делегирование полномочий по ведению учета на предприятии сторонней фирме. Разрешение на подобную передачу полномочий закреплено законодательно. Аутсорсинг бывает:
- Полный — сторонняя фирма берет на себя всю ответственность по составлению отчетности и представлению документов в соответствующие органы. Все работы ведутся на территории аутсорсинговой компании с использованием ее ресурсов. В задачи компании-клиента входит предоставление информации об операциях в рамках хозяйственной деятельности и передача документов. Однако, согласно законодательству, при данной форме организации учета наемная фирма получает контроль над движением имущества, что в большинстве случаев не устраивает нанимателей.
- Частичный — сторонняя фирма ведет отчетность под контролем руководителя компании-клиента (он принимает на себя функции главного бухгалтера). Аутсорсинговое предприятие на своей территории занимается оформлением всей документации, которую затем передает в контролирующие органы или клиенту, если он желает выполнять подачу документов самостоятельно.
Недостатки аутсорсинга
- Главный недостаток передачи бухгалтерии на аутсорсинг знаком каждому руководителю, который сталкивается с необходимостью сокращения расходов своей компании за счет уменьшения штата — это необходимость увольнять людей.
- Второй негативный момент — это ощущение потери контроля над финансами фирмы из-за удаленности бухгалтерии от фирмы-нанимателя.